---------------------------------✃---------------------------------------------------------------------------------------
Представляю рубрику "Кура-культура" - всё самое интересное о еде в истории и, собственно, культуре человечества!

Итак, в Россию селёдку привёз Петр I – он был её горячим поклонником. За это ему огромное спасибо. Конечно, деликатесом она стала не сразу: сначала её ели бедняки, солдаты и прочие представители низших слоёв общества. И лишь потом уставшая от лангустов, устриц и белуги аристократия стала украшать ею свои столы.
А селедка пошла шагать плавать по планете дальше. Сейчас её не меньше, чем в России, любят в скандинавских странах. Датчане и норвежцы едят её чуть ли не на завтрак, обед и ужин. Но маринуют её в винном уксусе, что придаёт селёдке сладкий вкус.

Я помню советскую селёдку. Её продавали во всех магазинах, она имела непонятное для меня название "Полярный залом", хранили её в деревянных бочках. Иваси же в детстве звучала для меня с французским прононсом. В дореволюционной же России селёдку подавали в каждом трактире. Гиляровский упоминает, что селёдка предшествовала каждому обеду. "Начали попервоначалу «под селедочку». Для рифмы, как говаривал И. Ф. Горбунов: водка — селёдка". Да-да, в трактире Тестова или в Яре достаточно было крикнуть "рифма", и половой приносил запотевшую рюмочку смирновки и селёдку на чёрном хлебе. Непревзойдённое описание селедки я нашла у Чехова: “Ах, виноват-с, Петр Николаич! Я буду тихо, — сказал секретарь и продолжал полушёпотом: — Ну-с, а закусить, душа моя Григорий Саввич, тоже нужно умеючи. Надо знать, чем закусывать. Самая лучшая закуска, ежели желаете знать, селёдка. Съели вы её кусочек с лучком и с горчичным соусом, сейчас же, благодетель мой, пока ещё чувствуете в животе искры, кушайте икру саму по себе или, ежели желаете, с лимончиком, потом простой редьки с солью, потом опять селёдки, но всего лучше, благодетель, рыжики солёные, ежели их изрезать мелко, как икру, и, понимаете ли, с луком, с прованским маслом… объедение!”
На память может прийти и другой чеховский образ - вспомните несчастного Ваньку Жукова, который писал на деревню к дедушке, что хозяйка “взяла селёдку и ейной мордой начала [его] в харю тыкать”. И это уже ближе образу селёдки в послереволюционной России: селёдка становится символом голодных лет. Скромная героиня того времени изображается на многих натюрмортах Петрова-Водкина и других художников той эпохи.
В послевоенные годы селёдка снова становится украшением стола. Её подают на блюде, посыпанную лучком, заправленную подсолнечным маслом. Её снова начинают воспевать поэты.
Река в кустах сверкнула, как селёдка,
В бокал пруда налит вишневый сок.
(Э.Асадов)
В 60-х годах XX века появляется знаменитая селёдка под шубой. Скорее всего, рецепт приходит из кухни прибалтийских стран. Селёдка становится предметом шуток. Помните знаменитую фразу из фильма "По семейным обстоятельствам"?
— Девочка, скажи рыба!
— Селёдка.
Потому что в 80-х она становится самой доступной для семейного бюджета рыбой. Я очень хорошо помню, что в магазине "Океан" плавали карпы, лежала осетрина, но очередь стояла за копеечной селёдкой. Мы не изменяем традициям наших предков и едим селедку с удовольствием. Я, к примеру, считаю бабушкин форшмак непременным атрибутом новогоднего стола. И рецепт форшмака я обязательно выложу в блоге, но позже.
Эх, спасибо Петру 1
ОтветитьУдалитьСогласна! Он не только окно прорубил. Город , конечно, нужно было в Хельсинки делать.
Удалить